Все о новостройках и жилых комплексах
Подобрать новостройку

Рынок недвижимости: итоги первого полугодия 2020

10 Июля 2020
Рынок недвижимости: итоги первого полугодия 2020

Первая половина текущего года оказалась слишком богатой на события. Кризис вызванный эпидемией коронавируса спровоцировал массовый отток спроса на рынке недвижимости. Карантинные меры также не способствовали росту продаж. Рынок заскрипел, но не рухнул. Вместо этого он породил новые тренды, которые мы сейчас рассмотрим.

Дистанционные продажи

Люди XXI века привыкли совершать покупки в Интернете. Еда, одежда, мебель, бытовая техника, теперь в этом списке появилась и недвижимость. Такой ход стал ответом на карантинные мероприятия, которые затрудняли личный просмотр объекта и очное заключение сделки.

Новости о бесконтактных сделках появились в середине апреля. Крупные игроки быстро освоили новый метод продаж. Они заложили его в основу маркетинговой стратегии, суля небольшие, но приятные скидки смельчакам, решившимся на бесконтактную сделку.

Более того, уже в начале мая на рынок вышла новая услуга: оформление ипотеки и эскроу-счёта на дому. Удобно, быстро, безопасно. Но, к сожалению, все эти меры направлены лишь на приобретение жилья в новостройках и не годятся для вторичного рынка недвижимости.

Бесконтактные сделки — тренд интересный. Но с ослаблением карантинных ограничений он частично теряет свою актуальность. Да, опция онлайн-продаж квартир останется, ею смогут воспользоваться иногородние или иностранные покупатели, люди с ограниченными возможностями, те, кто очень сильно дорожит собственным временем. Но такой вид продаж ещё очень нескоро сможет обогнать по популярности традиционную сделку. И есть большие сомнения, что в обычных условиях, он будет бурно развиваться.

Господдержка застройщиков и дольщиков

Массовое падение спроса на жилье грозило крахом строительной индустрии. В свою очередь, это привело бы к появлению сотен тысяч новых безработных из числа рабочих и офисных служащих, сотен тысяч обманутых дольщиков, оставшихся один на один с недостроями. Социальные и экономические проблему государству не нужны, поэтому оно решило пойти на крайние меры.

В мае стало известно, что правительство выделит 42 миллиарда рублей на спасение отрасли. Из них тридцать направят в Фонд обманутых дольщиков, а двенадцать отдадут АО «ДОМ.РФ». Последний должен распределить полученные средства между банками, которые выдавали застройщикам кредиты по пониженным ставкам. Таким образом, застройщики перешедшие на эскроу-финансирование получили возможность воспользоваться льготными кредитами.

Также в конце апреля стало известно о намерениях правительства массово выкупить невостребованные квартиры в новостройках. На эти цели собираются выделить сто пятьдесят миллиардов рублей.

Беспрецедентно низкая ипотека

В середине весны вступило в силу распоряжение Президента РФ о запуске временной льготной программы ипотечного кредитования. Годовая ставка, в рамках программы, лежит в диапазоне от 6 до 6.5 процентов в зависимости от банка.

Мера оказалась эффективной: за один только май было выдано восемьдесят семь тысяч ипотечных кредитов на общую сумму двести пять миллиардов рублей. Таким образом доступная ипотека смогла пробудить интерес потенциальных покупателей к рынку новостроек.

При этом банки стали разборчивее в выборе потенциальных заемщиков. Появилась информация о том, что в ипотеке стали чаще отказывать людям задействованным в попавших под удар кризиса отраслям: туризме, ресторанном бизнесе и так далее. По разным данным, доля одобренных за май-июнь кредитов снизилась на десять процентов.

Разброд и шатание на вторичном рынке недвижимости

По сравнению с первичкой, на вторичном рынке всё несколько мрачнее. Да, он выживает без сторонней поддержки, но продавцы не спешат проявлять оптимизм. На фоне и так небольшого спроса, солидную часть потенциальных покупателей переманивает первичка. Из-за этого одна часть продавцов отозвала свои лоты в ожидании нормализации ситуации, а другая вынуждена отчаянно снижать цены. Самая тонкая прослойка упрямцев держит цены на прежнем уровне в ожидании своего покупателя.

Единой стратегии у участников этого сегмента рынка нет, но наблюдается общая тенденция отказа от повышения цены продиктованная дефицитом спроса и излишком предложения.