Сертификат на землю для многодетных семей: как получить и где обналичить
Карантинные меры вызванные эпидемией коронавируса вновь пробудили у среднестатистического городского жителя интерес к загородной недвижимости. Ведь самоизоляция в бетонной коробке и самоизоляция на приусадебном участке — это две большие разницы. Но покупка земли и строительство дома — мероприятия дорогие. Впрочем, многодетные семьи могут рассчитывать в этом вопросе не поддержку от государства.
Земельный сертификат и земельный капитал
Мария и Сергей родители трех несовершеннолетних детей. Они давно хотят выбраться в пригород на постоянное проживание, но, по финансовым соображениям, не могут себе этого позволить. Понимая, что в обычной городской квартире им уже тесно, многодетное семья решила обратиться за помощью к государству. Тем более, что такое право у неё есть.
Изучая материалы по теме, Сергей узнал, что есть две государственные программы поддержки, на участие в которых его многодетная семья может претендовать:
- земельный сертификат;
- земельный капитал.
В первом случае государство позволяет выбрать семье один из предлагаемых участков. Согласно закону, все предлагаемые участки должны быть подключены к базовым коммуникациям и находиться возле благоустроенных дорог. Сертификат имеет срок годности — 3 года — по истечении срока его аннулируют.
Во втором случае речь идёт о денежной компенсации за уже купленный семьей участок земли и здесь есть несколько важных условий:
- участок куплен на собственные сбережения без привлечения заемных средств;
- на участке абсолютно точно будет построен объект ИЖС;
- по состоянию на 2020 год, сумма компенсации не может превышать 323 000 рублей.
Плюсы и минусы программ очевидны: либо вы получаете участок бесплатно, но при этом сильно ограничены в выборе, либо вы покупаете именно ту землю, которая вам нравится, но тогда ограничена сумма компенсации.
Ограниченные в средствах Мария и Сергей были вынуждены выбрать первый вариант. Погружаясь в тему ещё глубже, они узнали что точная площадь предлагаемых участков отличается в зависимости от региона, но в целом по России составляет 10-15 соток. Осталось только понять, как принять участие в программе.
Как получить земельный сертификат
Чтобы претендовать на земельный сертификат, семья должна соответствовать ряду установленных законом требований:
- иметь официальный статус многодетной семьи;
- иметь постоянную регистрацию в том регионе, где хочет получить земельный участок;
- стоять в очереди на получение участка.
Пакет необходимых документов сдают в МФЦ по месту постоянной регистрации. Он должен содержать копии и оригиналы:
- заявления с просьбой о выдаче земельного сертификата;
- удостоверения многодетной семьи;
- паспортов родителей;
- свидетельств о рождении детей;
- свидетельства о браке.
В ряде случаев, за получением сертификата обращаются семьи в составе которых есть приемные дети. Тогда требуется предъявить акт органов опеки и свидетельства об усыновлении/удочерении.
Проверив подлинность документов и приняв копии, сотрудник многофункционального центра выдает просителям расписку о получении. В течение двадцати рабочих дней ответственные лица рассматривают документ и затем высылают заявителю письмо с окончательным решением.
Как обналичить земельный капитал
Если бы у Сергея и Марии было больше свободных средств, они пошли бы по второму пути. Для начала им пришлось бы купить земельный участок за собственные средства. Покупать участок надо обязательно целиком и только на территории РФ. На заграничные участки и доли в землевладениях программа не распространяется. При этом размер и цена земель не имеет значения.
Но надо чётко понимать, что земельный капитал не может превышать 232 000 рублей. Если участок стоит дороже, вы получите только эти деньги. Если дешевле — вам компенсируют только потраченную на покупку сумму.
Чтобы получить компенсацию, сделку необходимо нотариально зафиксировать, а покупку официально оформить в собственность через Росреестр.
После совершения всех необходимых формальностей можно претендовать на компенсацию от государства. Для этого необходимо подать пакет документов в региональные органы самоуправления. Пакет должен содержать:
- паспорта родителей;
- свидетельство о браке;
- свидетельства о рождении/взятии под опеку детей;
- сертификат на покупку земельного участка;
- документы из Росреестра, подтверждающие право собственности;
- реквизиты банковского счета на который будут перечислены денежные средства.
Список документов может меняться в зависимости от региона. Разумным будет заранее обратиться к представителям органов местного самоуправления, чтобы уточнить, какие именно документы понадобятся.